Положение о школьном ученическом совете

Положение
о школьном ученическом самоуправлении
Общие положения.
Органы школьного самоуправления, сформированные учащимися, принято называть
органами ученического самоуправления.
Ученическое
самоуправление — это демократическая форма организации
жизнедеятельности ученического коллектива, обеспечивающая развитие самостоятельности
учащихся в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Главный смысл ученического самоуправления в том, что с его помощью ученики получают
возможность влиять на политику образовательного учреждения - как через участие в принятии
решений, которыми руководствуется администрация школы, так и через собственную активность в
управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает учебную жизнь полноценной и
насыщенной.
Деятельность органов ученического самоуправления в школе осуществляется на основе
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273,
Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998
№ 124, Постановления Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196 «Об утверждении Типового
положения об общеобразовательном учреждении», Устава МКОУ «Герменчикская СОШ» и
настоящего Положения.
Порядок формирования органов ученического самоуправления определяется данным
Положением, которое утверждается на заседании Совета школы.
Общее руководство развитием ученического самоуправления осуществляется Советом
школы.
1. Цели и задачи.
Цель:
Организация групповой (коллективной) деятельности, которая основана на развитии
самостоятельности детей в управлении своей школьной жизнью.
Задачи:
• реализация
права учащихся на участие в процессе управления образовательным
учреждением;
• формирование потребностей и интересов, необходимых для успешной самореализации в
обществе;
• усвоение основных социальных компетенций, необходимых современному выпускнику школы
как основа его успешности в будущем;
• развитие творческих способностей, формирование самостоятельности, активности и
ответственности в любом виде деятельности;
• определение
организационной структуры ученического коллектива, призванной
реализовать выявленные потребности и интересы учащихся;
• организация деятельности органов ученического самоуправления;
• Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей
школьника в общественно - целостные отношения;
1

• Реализация интересов учащихся, как индивидуальной группы участников образовательного
процесса.
• воспитание
положительного отношения к общечеловеческим
ценностям,
нормам коллективной жизни;
• подведение итогов работы, анализ ее результатов.
2.
•
•
•
•
•
•
•

Нормативные документы, регламентирующие деятельность органов школьного
самоуправления:
Всеобщая декларация прав человека;
Конвенция ООН о правах человека
Конституция Российской Федерации;
Закон РФ «Об образовании»;
Типовое положение об общеобразовательном учреждении;
Устав общеобразовательного учреждения;
Положение об ученическом самоуправлении.
3.
Структура самоуправления школы
Общешкольное самоуправление
Конференция учащихся

Третий
уровень
Второй
уровень

Ученический совет
Школьное ученическое самоуправление Ученическое
собрание (конференция)
Советы по направлениям деятельности председателей
секторов
Первый
Совет класса
Рабочие органы самоуправления
Ученическое самоуправление в классных коллективах
уровень
Классное собрание
Структура ученического самоуправления МКОУ «Герменчикская СОШ»

КОНФЕРЕНЦИЯ
УЧАЩИХСЯ
___________________

УЧЕНИЧЕСКИЙ
СОВЕТ

I

2

Совет учащихся 1-4
классов

Совет учащихся 5-8 классов

J

Совет учащихся 9-11
классов

СОВЕТ ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ
СЕКТОРОВ
Сектор культуры

Сектор по труду и экологии
Сектор по патриотической работе

Сектор спорта

Сектор
по образованию

Сектор по связям с
общественностью

Сектор
информации

Сектор шефской работы
Сектор по правопорядку

>г
СОВЕТ КЛАССА
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

СРЕДНЯЯ ШКОЛА

СТАРШАЯ ШКОЛА

Данная модель самоуправления опирается на:
• реальные возможности школы, исходя из контингента обучающихся;
• основные нормативные документы школы, не противореча им;
• сохранение и приумножение школьных традиций;
• простоту внедрения проекта в жизнь;
• вовлечение в процесс самоуправления учащихся школы.
4.

Основные функции органов ученического самоуправления:

• Конференция (общее собрание) учащихся (высший законодательный орган, проводится не реже
1 раза в течение учебного года):
— рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления;
— решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении школой;
— формирует органы самоуправление в школе;
— вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию работы;
— рассматривает и утверждает положения, памятки, инструкции, регулирующие внутреннюю
деятельность учащихся в коллективе;
• заслушивает отчёты и информации, оценивает результаты деятельности органов
самоуправления.
• Школьный ученический совет (исполнительный орган, заседания проводятся не реже одного
раза в месяц, председатель школьного ученического совета избирается тайным голосованием
учащихся 5-11 классов на общешкольной ученической конференции):
— координирует деятельность всех органов и объединений учащихся, планирует и организует
внешкольную и внеклассную работу;

3

— организует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в
школе;
—устанавливает шефство старшеклассников над малышами;
— готовит и проводит собрания и конференции учеников;
— организует выпуск стенной газеты;
— обсуждает и утверждает планы подготовки важнейших мероприятий;
—заслушивает отчёты о работе своих органов;
—решает вопросы поощрения и наказания, принимает решения об ответственности учащихся в
соответствии со своими полномочиями;
— организует соревнования между классами и рабочими органами самоуправления, подводит
итоги;
—утверждает состав делегации учащихся школы на районные сборы.
• Совет учащихся - (рабочий орган школьного ученического совета, проводится по мере
необходимости, но не реже одного раза в месяц).
Рабочие органы самоуправления формируются из представителей всех классов. Они
планируют и организуют деятельность учащихся по конкретному направлению, организуют
соревнования учащихся и оценивают результаты в общественно - полезной и досуговой
деятельности.
5.

Содержание деятельности ученического самоуправления.

Вся деятельность планируется самими учащимися.
В ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на
общешкольномуровне.
Каждый классный коллектив свободен в выборе содержания деятельности, но с учетом
интересов учащихся, ведущими видами деятельности, а также с учетом общешкольного
воспитательного плана и плана МБОУ «СОШ № 31».
Ученическое самоуправление предусматривает вовлечение всех обучающихся в управление
делами.
6.
•
•
•
•
•
•
•

Ведущие виды деятельности:

патриотическая деятельность
экологическая деятельность
спортивно-оздоровительная деятельность
художественно-эстетическая деятельность
информационная деятельность
туристско-краеведческая деятельность
гражданско-правовая деятельность.

Под каждый вид деятельности формируются рабочие органы самоуправления так, чтобы все
представители органов самоуправления были охвачены - сектора.
Каждый рабочий орган избирает путем голосования своего руководителя (председателя,
ответственного и т.п.).
У каждого представителя органов самоуправления есть свои обязанности. Председатель
отвечает за работу каждого его члена, его заместитель - за выполнение плана работы в
конкретный промежуток времени или в случае болезни председателя.

4

Отвечает за:
- создание условий для учебной деятельности школьников;
- сбор информации об учебном процессе;
Сектор по образованию - проверку дневников, учебников;
- участие в олимпиадах и предметных неделях;
- организацию работы совместно с педагогами предметниками по
оказанию помощи с отстающими учениками;
- разработку системы поощрения лучших учеников школы
Отвечает за:
- подготовку и проведение коллективно-творческой деятельности:
Сектор культуры
вечеров отдыха, праздников, фестивалей; интеллектуальных игр,
выставок, конкурсов
Отвечает за:
- уборку помещений школы в конце четверти;
- распределение классов для дежурства по школе;
Сектор по труду и
экологии
- помощь администрации в обеспечении порядка в школе;
- проведение субботников
Отвечает за:
Сектор по
патриотической работе - оказание помощи младшим;
- заботу о тружениках тыла и пенсионеров-педагогов
Отвечает за:
- оформление газет и печатных листков, отражающих жизнь школьного
Сектор информации коллектива, информирование учащихся о всех делах школы
- оформление школы силами детей и родителей в духе традиций и
достижений школы.
Отвечает за:
- организацию дежурства по школе,
Сектор по правопорядку: - обеспечение порядка во время проведения мероприятий,
- соответствие внешнего вида учеников школы, культуры поведения,
- ведение учета посещаемости уроков,
- разработку системы поощрения лучших учеников
Отвечает за:
- организацию и проведение совместно с учителями спортивных
Сектор спорта
мероприятий
- пропаганду здорового образа жизни
Отвечает за:
Сектор по связям с - формирование имиджа школы;
общественностью
- подготовку презентаций школьных мероприятий
- оформление сайта школы в сети Интернет
Отвечает за:
Сектор шефской работы - организацию помощи в учебе слабоуспевающим учащимся,
- организацию помощи нуждающимся: инвалидам, ветеранам,
пенсионерам
8. Основные методы ученического самоуправления:
1. Общественное поручение. Ученический совет может вынести решение о поручении выполнить
определенную работу с учетом интересов учащихся и степени подготовленности к данному виду
деятельности.
2. Общественное мнение. Стимулирует общественную активность, формирует ответственное
отношение к порученной общественной работе.
3. Убеждение. Используется в целях формирования необходимой позиции учащегося.
4. Просьба. Ориентирована на вовлечение школьника в работу или активизацию его деятельности,
5

связанной с самоуправлением.
5. Позитивное стимулирование, поощрение. Проявляется в форме благодарности органов
самоуправления или всего коллектива.
6. Личный пример. Ответственное и инициативное выполнение обязанностей играет позитивную
роль в управленческой деятельности.
7. Совет. Метод совместного обсуждения проблем ученического самоуправления, рекомендации
товарищу в его деятельности.
9.
1.
2.
3.

4.

Виды деятельности ученического самоуправления в школе.

Законотворческая деятельность. Разработка различных школьных законов и локальных
нормативных актов, регламентирующих деятельность школьных и классных коллективов.
Координирующая деятельность. Координация работы школьного и классных коллективов по
организации деятельности.
Организаторская деятельность. Выявление и обмен мнениями членов школьного коллектива
по вопросам деятельности и выработка совместных решений с другими органами
самоуправления.
Контролирующая деятельность. Контроль за полнотой и своевременностью выполнения
принятых решений, ходом подготовки плановых мероприятий, деятельностью советов.

Реализация деятельности школьного ученического самоуправления осуществляется через
проведение традиционных мероприятий при непосредственном участии всех учащихся, педагогов и
родителей:
- День знаний;
- Посвящение в первоклассники, пятиклассники, старшеклассники;
- День учителя;
- Осенний бал;
- Новогодний серпантин;
- День защитника Отечества;
- День рождения школы;
- День самоуправления;
- Предметные декады и недели;
- Вахта памяти;
- Праздник успехов;
- Последний звонок
10. Функции ученического самоуправления:
• Освоение управленческой культуры — дает возможность осуществить самостоятельной выбор в
принятии решений, осознать свободу и ответственность;
• Адаптационная — обеспечивает личности гармонию взаимоотношений в коллективе;
• Прогностическая — помогает на основе диагностики и рефлексии определить реальные
перспективы;
• Самоактивизации — приобщение как можно большего числа учащихся к решению
управленческих проблем и вовлечение учащихся в управление новыми сферами
деятельности;
• Коллективный самоконтроль — постоянный самоанализ органами самоуправления своей
деятельности и поиск на его основе более эффективных путей решения управленческих задач.
Права и обязанности органов ученического самоуправления
1. Права и обязанности учащихся:
• избирать и быть избранным в органы ученического самоуправления с учетом личного
6

желания и рекомендации классного коллектива;
• проявление инициативы при проведении любого дела, как школьного, так и классного;
• внесение предложений по развитию ученического самоуправления
• проявление свободу слова;
• выборы сферы деятельности в соответствии со своими интересами;
• отстаивание своих прав и интересов.
2. Права и обязанности Совета класса:
• выборы Председателя (лидера) Совета класса;
• организация выполнения решений классного собрания и органов ученического
самоуправления школы;
• формирует соответствующие микрогруппы по направлениям деятельности;
• выборы ответственных за каждый участок деятельности;
• организация самообслуживания учащихся;
• обеспечение дисциплину и порядок в классе;
• организация помощи в учебе учащимся, имеющим проблемы;
• подготовка и проведение классных собраний и других классных мероприятий.
3. Права и обязанности Ученического совета:
• организация контроля за работой органов классного самоуправления;
• организация работы по плану деятельности по направлениям;
• обеспечение дисциплины и порядка в школе;
• информирование учащихся о текущих делах и о результатах их проведения с помощьюСМИ
(объявления на информационном стенде, на сайте школы, в местных газетах).
4. Права и обязанности Конференции (общего собрания) учащихся:
• выборы органов самоуправления иопределение их полномочий;
• выборы Председателя (лидера) Совета учащихся.
• выборы ответственных за каждый участок деятельности;
• формирование соответствующие микрогруппы по направлениям деятельности
• обсуждение и поиски путей решения злободневных проблем школы;
• защита прав учащихся школы;
• встреча с администрацией школы;
• обмен опытом;
• отчет о проделанной работе;
• ведение документации Совета (протоколы заседаний).
11.

Ученическое самоуправление и педагоги.

Педагогический коллектив (директор, его заместители, классные руководители и учителя)
оказывают органам ученического самоуправления, их лидерам необходимую помощь, но не
подменять их.
11.2.
Функциональные обязанности педагогического коллектива:
• Директор общеобразовательного учреждения отвечает за разработку стратегии воспитательного
процесса, включая деятельность ученического самоуправления. Кроме того, директор
регулирует процессы создания правовой базы и материально -технического обеспечения
функционирования ученического самоуправления.
• Заместитель директора по воспитательной работе принимает активное участие в разработке
концепции и программы развития ученического самоуправления, занимается вопросами
методического обеспечения и обучения актива школьников. Очень важно, чтобы заместитель
директора сотрудничал с классными руководителями, выбирая вместе с ними подходящий
вариант самоуправления в каждом классе, его соответствие общешкольной модели. Кроме того,
в его компетенцию входит консультирование органов ученического самоуправления по всему
кругу вопросов.
• Педагог-организатор занимается практическими вопросами, поддерживая органы ученического
11.1.

7

самоуправления как на уровне общеобразовательного учреждения, так и на уровне первичных
коллективов. Это один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих
воспитательные программы различной направленности вобщеобразовательном учреждении. В
его функционал, как правило, входит координирование деятельности детских и молодежных
общественных объединений, действующих в общеобразовательном учреждении, их
взаимодействие с ученическим самоуправлением.
• Классный руководитель, который имеет возможность хорошо изучить интересы обучающихся,
найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые возникают в
коллективе класса, также призван внести вклад в создание условий для развития ученического
самоуправления. Такой педагог, обладающий серьезными социальнопсихологическими
знаниями, способен оказать поддержку своим коллегам в
реализации принципов самоуправления в различных сферах школьной жизни (организация
досуга, спорт, СМИ и т. д.)
• Педагог-психолог призван сыграть особую роль в развитии ученического самоуправления.
Благодаря своим профессиональным знаниям, он может помочь выявить лидерские,
организаторские способности детей, организовать постоянно действующую систему
психологической поддержки активистов самоуправления; консультировать классных
руководителей, педагогов и администрацию по различным проблемам, возникающим в
процессе организации ученического самоуправления.
•
Учитель-предметник также может внести свой вклад в развитие ученического самоуправления,
консультируя школьников по профилю своего предмета, например, во время подготовки
очередного мероприятия, проводимого силами актива обучающихся (викторина, олимпиада,
конкурс и т. п.), при подготовке нормативных актов. При желании он может привнести
образовательные элементы, содержательно связанные с ученическим самоуправлением, в
проведение конкретных уроков. Учителя обществознания, истории и права имеют возможность
проработать вопрос о включении проблем, связанных с самоуправлением, в учебные курсы.
Кроме того, учитель имеет возможность непосредственно включиться в самоуправление
общеобразовательного учреждения в качестве обычного участника.
Педагоги могут обращаться с той или иной просьбой или предложениям к органам
ученического самоуправления, высказывать свои замечания по их работе, но решения органы
ученического самоуправления решают сами.
Педагоги не могут отменять решения ученического самоуправления, но могут обжаловать их в
вышестоящих органах самоуправления (сами или через директора школы);
Если директор школы не согласен с решением органа ученического самоуправления, он
можетприостановить его исполнение до рассмотрения на Совете школы.
Если учащиеся школы проводят закрытое классное собрание, они обязаны в тот же день
информировать классного руководителя о принятых собранием решениях.
Учителя начальных классов с помощью шефов осуществляют систематическую подготовку
младших школьников к участию в ученическом самоуправлении.
12. Ожидаемые результаты:
•
•
•
•
•
•
•
•

Повышение гражданской позиции школьников;
Повышение заинтересованности в развитии школы;
Возможность участия всех детей в управлении школой в соответствии с их способностямии возможностями;
Увеличение занятости детей во внеурочное время;
Улучшение нравственного, физического здоровья учащихся;
Активизация творческой деятельности учащихся;
Снижение количества детей, имеющих вредные привычки;
Снижение динамики роста детской возрастной преступности, а также правонарушений.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928)8002616

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».