Положение о программах АООП НОО ОВЗ

ПОЛОЖЕНИЕ
о Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего
образования, основного общего образования, среднего общего образования
в МКОУ «Герменчикская СОШ»
1.

Общие положения

Настоящее положение разработано в соответствии с о ст.12 Закона «Об образовании в
Российской федерации » от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ .
1.

2. Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения адаптированной
основной образовательной программы, реализуемой в МКОУ «Герменчикская СОШ» .
3. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования,
основного общего образования и среднего общего образования (Далее - АООП НОО, ООО, СОО) комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты),
организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного
плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

АООП определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне
НОО и обеспечивает решение задач, указанных Федеральных государственных образовательных
стандарта х начального общего , основного общего и среднего общего образования для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья ( далее ФГОС ОВЗ ).
4.

5. АООП НОО, ООО, СОО для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, дополняется
индивидуальной программой реабилитации (ИПРА) инвалида в части создания специальных условия
получения образования.

АООП разрабатывается и реализуется общеобразовательной организацией самостоятельно
на основе и в соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки Российской Федерации и
Республики Дагестан .
6.

АООП разрабатывается рабочей группой по введению ФГОС ОВЗ с учётом особенностей
образовательных потребностей и запросов обучающихся, их родителей (законных представителей) и
общественности и возможностей образовательной организации .
7.

1.

Структура АООП

1. На основе ФГОС ОВЗ организация разрабатывает в соответствии со спецификой
образовательной деятельности вариант АООП.

Реализация АОПП организуется в отдельных классах, в инклюзивных классах или в рамках
обучения на дому по медицинским показаниям.
2.

3.

формы.

Для обеспечения освоения обучающимися с ОВЗ АООП возможно использование сетевой

4. АООП включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных
отношений. Соотношение частей для АООП НОО составляет 80% и 20%, АООП ООО составляет
70% и 30% и АООП СОО составляет 60% и 40%.
5.

АООП реализуется через урочную и внеурочную деятельность.

6.

АООП содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации
АООП, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
• пояснительную записку;
• планируемы результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП;
• систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП.
Содержательный раздел определяет общее содержание НОО, ООО, СОО обучающихся с ОВЗ и
включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и
метапредметных результатов (в зависимости от варианта АООП, описанных в приложениях к
Стандарту):
•

программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;

программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно - развивающей области,
курсов внеурочной деятельности;
•

программу духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ при
получении НОО, ООО,
•

СОО;
программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
программу коррекционной работы;
программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а
также механизмы реализации АООП.
•
•
•

Организационный раздел включает:
учебный план НОО, ООО, СОО включающий предметные и коррекционно - развивающие
области, направления внеурочной деятельности;
•

систему специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями
Стандарта.
•

Учебный план обучающихся с ОВЗ (далее - Учебный план) является основным организационным
механизмом реализации АООП.
1.

Требования к разделам АООП:
1.

Пояснительная записка должна раскрывать:

1. цели реализации АООП, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к
результатам освоения обучающимися с ОВЗ АООП.
2. принципы и подходы к формированию АООП;
3. общую характеристику АООП;
4. психолого - педагогическую характеристику обучающихся с ОВЗ.
5. описание особых образовательных потребностей обучающихся с
1. Планируемы результаты освоения АООП должны:

обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательной деятельностью и
системой оценки результатов освоения АООП;
1.

2.

являться основой для разработки АООП;

3.

являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ

учебных предметов и учебно - методической литературы, а также для системы оценки качества
освоения обучающимися АООП в соответствии с требованиями Стандарта.
Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП должны отражать требования
Стандарта.
1. Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта,
определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав
и структуру обязательных предметных и коррекционно - развивающей областей по классам.
Составление Учебного плана регламентируется Стандартом и другими нормативными актами
Минобрнауки Российской Федерации и Республики Дагестан .
АООП включает несколько учебных планов.
Учебный план включает предметные области в зависимости от вариантов АООП.
Обязательным элементом структуры Учебного плана является «Коррекционно - развивающая
область», реализующаяся через содержание коррекционных курсов, указанных в приложениях к
Стандарту.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ часть Учебного плана
формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:
• учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных предметов;
• учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с ОВЗ, в том числе
этнокультурные;
• увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
• введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию в психическом и(или) физическом
развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, включает часы на
внеурочную деятельность (10 часов в неделю), предназначенные для реализации направлений
внеурочной деятельности (не более 5 часов в неделю) и часы на коррекционно - развивающую
область (не менее 5 часов в неделю), указанные в приложении к Стандарту.
1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ при
изучении должна содержать:
•

описание ценностных ориентиров содержания образования при получении;

•

связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных
универсальных учебных действий;
•

описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при
переходе от дошкольного к начальному общему образованию.
1. Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов разрабатываются на
основе:
требований к результатам освоения АООП;
программы формирования универсальных учебных действий.
Программы отдельных учебных предметов должны содержать:
1. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного
предмета, коррекционного курса
•
•

2.

содержание учебного предмета, коррекционного курса;

календарно тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся.
3.

1. Программа духовно - нравственного развития должна быть направлена на
обеспечение духовно - нравственного развития обучающихся с ОВЗ в единстве урочной,
внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе организации,
семьи и других институтов общества.
В основу программы духовно - нравственного развития должны быть положены ключевые
воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.
Программа духовно - нравственного развития должна обеспечивать:
• создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на
практике использовать полученные знания;

формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и
внешкольную деятельность и учитывающей историкокультурную, этническую и региональную
специфику.
•

Программа духовно - нравственного развития должна включать:
цель, задачи, основные направления работы, перечень планируемых результатов воспитания,
формы организации работы.
•

1. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни должна обеспечивать:
• формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически
сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

пробуждение в обучающихся желания заботиться о своем здоровье (формирование
заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа
жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
• формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
•

•

формирование установок на использование здорового питания;

использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с ОВЗ с учетом их
возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической
культурой и спортом;
•

•

соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;

•

формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся;

• формирование потребности у обучающихся с ОВЗ обращения к врачу по любым вопросам,
связанным с особенностями роста и развития, состоянием здоровья, развитие готовности
самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
• формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений
поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;
• становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя,
наркотических и сильнодействующих веществ.

1.2.7.8. Программа коррекционной работы должна обеспечивать:
выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями
здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
•

• осуществление индивидуально ориентированной психолого - медико - педагогической
помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического
развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого медико - педагогической комиссии ).

Программа коррекционной работы должна содержать:

• перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных
мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей
обучающихся с ОВЗ;
• систему комплексного психолого - медико - педагогического сопровождения обучающихся с
ОВЗ в условиях образовательной деятельности, включающего психолого - медико - педагогическое
обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей,
мониторинг динамики развития обучающихся;
•

корректировку коррекционных мероприятий.

1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО должна
учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, закреплять основные
направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии,
процедуры и состав инструментария оценивания, формы предоставления результатов, условия и
границы применения системы оценки, предусматривая приоритетную оценку динамики
индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ.
Обучающийся с ОВЗ имеет право на прохождение текущей, промежуточной и итоговой аттестации
в иных формах.
1. Программа внеурочной деятельности АООП включает следующие направления:
спортивно - оздоровительное, духовно - нравственное, социальное, обще интеллектуальное,
общекультурное в таких формах, как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки,
секции, соревнования, общественно полезные практики и другое.
Организация самостоятельно разрабатывает и утверждает программу внеурочной деятельности.
1. Система условий реализации АООП в соответствиями с требованиями Стандарта (далее система условий) разрабатывается на основе соответствующих требований Стандарта и обеспечивает
достижение планируемых результатов освоения АООП.
Система условий должна учитывать особенности организации, а также ее взаимодействие с
партнерами.
Система условий должна содержать:
описание имеющихся условий: кадровых, финансовых, материально - технических (включая
учебно - методическое и информационное обеспечение);
•

•

контроль за состоянием системы условий.

1. АООП должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения АООП в
соответствии с требованиями, установленными Стандартом.
Реализация АООП осуществляется организацией. При отсутствии возможности реализации
внеурочной деятельности образовательная организация в рамках соответствующих государственных
(муниципальных заданий), формируемых учредителем, использует возможности организаций
дополнительного образования, организаций культуры и спорта.
1. АООП должна учитывать тип образовательной организации, а также образовательные
потребности и запросы обучающихся с ОВЗ.
2. Организация временного режима обучения обучающихся с ОВЗ по АООП должна
соответствовать их особым образовательным потребностям и учитывать их индивидуальные
возможности.

Периоды учебного времени и каникул устанавливаются Образовательной организацией.
Продолжительность занятий, продолжительность перемен между уроками и коррекционно развивающими занятиями и внеурочной деятельностью определяется действующими санитарно эпидемиологическими требованиями к условиям организации обучения обучающихся с ОВЗ.

1. Определение варианта АООП для обучающихся с ОВЗ осуществляется на основе
рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого - медико педагогического обследования, в случае наличия у обучающегося инвалидности - с учетом ИПРА и
мнения родителей (законных представителей).
В процессе освоения АООП сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта
на другой. Перевод обучающегося с ОВЗ с одного варианта на другой осуществляется организацией
на основании комплексной оценки результатов освоения АООП НОО, ООО, СОО по рекомендации
ПМПК и с учетом мнения родителей (законных представителей) в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
1. Порядок разработки и утверждения АООП
1. Директор образовательной организации:
• организует изучение запроса различных категорий потребителей предоставляемых
образовательной организацией образовательных услуг, обеспечивает проведение контрольно оценочных процедур, социологических и статистических исследований социокультурных
особенностей микрорайона;
• поручает рабочей группе разработку проекта АООП НОО, ООО, СОО организации;
• самостоятельно устанавливает сроки подготовки проекта АООП;
• обеспечивает взаимосвязь с общественностью при подготовке проекта программы.
1. Проект АООП перед утверждением принимается на педагогическом совете (по итогам
рассмотрения оформляется протокол).

По итогам согласования и принятия образовательной программы издаётся приказ об
утверждении АООП.
2.

Общеобразовательная организация может в случае необходимости вносить изменения и
дополнения в
АООП.
3.

Настоящее положение принимается педагогическим советом образовательной организации и
утверждается приказом директора.
4.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928)8002616

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».