ПОЛОЖЕНИЕ о Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования в МКОУ «Герменчикская СОШ» 1. Общие положения Настоящее положение разработано в соответствии с о ст.12 Закона «Об образовании в Российской федерации » от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ . 1. 2. Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения адаптированной основной образовательной программы, реализуемой в МКОУ «Герменчикская СОШ» . 3. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования (Далее - АООП НОО, ООО, СОО) комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. АООП определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне НОО и обеспечивает решение задач, указанных Федеральных государственных образовательных стандарта х начального общего , основного общего и среднего общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ( далее ФГОС ОВЗ ). 4. 5. АООП НОО, ООО, СОО для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации (ИПРА) инвалида в части создания специальных условия получения образования. АООП разрабатывается и реализуется общеобразовательной организацией самостоятельно на основе и в соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки Российской Федерации и Республики Дагестан . 6. АООП разрабатывается рабочей группой по введению ФГОС ОВЗ с учётом особенностей образовательных потребностей и запросов обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности и возможностей образовательной организации . 7. 1. Структура АООП 1. На основе ФГОС ОВЗ организация разрабатывает в соответствии со спецификой образовательной деятельности вариант АООП. Реализация АОПП организуется в отдельных классах, в инклюзивных классах или в рамках обучения на дому по медицинским показаниям. 2. 3. формы. Для обеспечения освоения обучающимися с ОВЗ АООП возможно использование сетевой 4. АООП включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Соотношение частей для АООП НОО составляет 80% и 20%, АООП ООО составляет 70% и 30% и АООП СОО составляет 60% и 40%. 5. АООП реализуется через урочную и внеурочную деятельность. 6. АООП содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает: • пояснительную записку; • планируемы результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП; • систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП. Содержательный раздел определяет общее содержание НОО, ООО, СОО обучающихся с ОВЗ и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов (в зависимости от варианта АООП, описанных в приложениях к Стандарту): • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся; программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно - развивающей области, курсов внеурочной деятельности; • программу духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ при получении НОО, ООО, • СОО; программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы; программу внеурочной деятельности. Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации АООП. • • • Организационный раздел включает: учебный план НОО, ООО, СОО включающий предметные и коррекционно - развивающие области, направления внеурочной деятельности; • систему специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта. • Учебный план обучающихся с ОВЗ (далее - Учебный план) является основным организационным механизмом реализации АООП. 1. Требования к разделам АООП: 1. Пояснительная записка должна раскрывать: 1. цели реализации АООП, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися с ОВЗ АООП. 2. принципы и подходы к формированию АООП; 3. общую характеристику АООП; 4. психолого - педагогическую характеристику обучающихся с ОВЗ. 5. описание особых образовательных потребностей обучающихся с 1. Планируемы результаты освоения АООП должны: обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения АООП; 1. 2. являться основой для разработки АООП; 3. являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно - методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися АООП в соответствии с требованиями Стандарта. Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП должны отражать требования Стандарта. 1. Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно - развивающей областей по классам. Составление Учебного плана регламентируется Стандартом и другими нормативными актами Минобрнауки Российской Федерации и Республики Дагестан . АООП включает несколько учебных планов. Учебный план включает предметные области в зависимости от вариантов АООП. Обязательным элементом структуры Учебного плана является «Коррекционно - развивающая область», реализующаяся через содержание коррекционных курсов, указанных в приложениях к Стандарту. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ часть Учебного плана формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: • учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных предметов; • учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с ОВЗ, в том числе этнокультурные; • увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; • введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию в психическом и(или) физическом развитии; введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов. Часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, включает часы на внеурочную деятельность (10 часов в неделю), предназначенные для реализации направлений внеурочной деятельности (не более 5 часов в неделю) и часы на коррекционно - развивающую область (не менее 5 часов в неделю), указанные в приложении к Стандарту. 1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ при изучении должна содержать: • описание ценностных ориентиров содержания образования при получении; • связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; • описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию. 1. Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов разрабатываются на основе: требований к результатам освоения АООП; программы формирования универсальных учебных действий. Программы отдельных учебных предметов должны содержать: 1. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, коррекционного курса • • 2. содержание учебного предмета, коррекционного курса; календарно тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. 3. 1. Программа духовно - нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно - нравственного развития обучающихся с ОВЗ в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе организации, семьи и других институтов общества. В основу программы духовно - нравственного развития должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Программа духовно - нравственного развития должна обеспечивать: • создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историкокультурную, этническую и региональную специфику. • Программа духовно - нравственного развития должна включать: цель, задачи, основные направления работы, перечень планируемых результатов воспитания, формы организации работы. • 1. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать: • формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды; пробуждение в обучающихся желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения; • формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе; • • формирование установок на использование здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с ОВЗ с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом; • • соблюдение здоровьесозидающих режимов дня; • формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся; • формирование потребности у обучающихся с ОВЗ обращения к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состоянием здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены; • формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях; • становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ. 1.2.7.8. Программа коррекционной работы должна обеспечивать: выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; • • осуществление индивидуально ориентированной психолого - медико - педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого медико - педагогической комиссии ). Программа коррекционной работы должна содержать: • перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ; • систему комплексного психолого - медико - педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной деятельности, включающего психолого - медико - педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития обучающихся; • корректировку коррекционных мероприятий. 1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО должна учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы предоставления результатов, условия и границы применения системы оценки, предусматривая приоритетную оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ. Обучающийся с ОВЗ имеет право на прохождение текущей, промежуточной и итоговой аттестации в иных формах. 1. Программа внеурочной деятельности АООП включает следующие направления: спортивно - оздоровительное, духовно - нравственное, социальное, обще интеллектуальное, общекультурное в таких формах, как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно полезные практики и другое. Организация самостоятельно разрабатывает и утверждает программу внеурочной деятельности. 1. Система условий реализации АООП в соответствиями с требованиями Стандарта (далее система условий) разрабатывается на основе соответствующих требований Стандарта и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения АООП. Система условий должна учитывать особенности организации, а также ее взаимодействие с партнерами. Система условий должна содержать: описание имеющихся условий: кадровых, финансовых, материально - технических (включая учебно - методическое и информационное обеспечение); • • контроль за состоянием системы условий. 1. АООП должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения АООП в соответствии с требованиями, установленными Стандартом. Реализация АООП осуществляется организацией. При отсутствии возможности реализации внеурочной деятельности образовательная организация в рамках соответствующих государственных (муниципальных заданий), формируемых учредителем, использует возможности организаций дополнительного образования, организаций культуры и спорта. 1. АООП должна учитывать тип образовательной организации, а также образовательные потребности и запросы обучающихся с ОВЗ. 2. Организация временного режима обучения обучающихся с ОВЗ по АООП должна соответствовать их особым образовательным потребностям и учитывать их индивидуальные возможности. Периоды учебного времени и каникул устанавливаются Образовательной организацией. Продолжительность занятий, продолжительность перемен между уроками и коррекционно развивающими занятиями и внеурочной деятельностью определяется действующими санитарно эпидемиологическими требованиями к условиям организации обучения обучающихся с ОВЗ. 1. Определение варианта АООП для обучающихся с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого - медико педагогического обследования, в случае наличия у обучающегося инвалидности - с учетом ИПРА и мнения родителей (законных представителей). В процессе освоения АООП сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта на другой. Перевод обучающегося с ОВЗ с одного варианта на другой осуществляется организацией на основании комплексной оценки результатов освоения АООП НОО, ООО, СОО по рекомендации ПМПК и с учетом мнения родителей (законных представителей) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 1. Порядок разработки и утверждения АООП 1. Директор образовательной организации: • организует изучение запроса различных категорий потребителей предоставляемых образовательной организацией образовательных услуг, обеспечивает проведение контрольно оценочных процедур, социологических и статистических исследований социокультурных особенностей микрорайона; • поручает рабочей группе разработку проекта АООП НОО, ООО, СОО организации; • самостоятельно устанавливает сроки подготовки проекта АООП; • обеспечивает взаимосвязь с общественностью при подготовке проекта программы. 1. Проект АООП перед утверждением принимается на педагогическом совете (по итогам рассмотрения оформляется протокол). По итогам согласования и принятия образовательной программы издаётся приказ об утверждении АООП. 2. Общеобразовательная организация может в случае необходимости вносить изменения и дополнения в АООП. 3. Настоящее положение принимается педагогическим советом образовательной организации и утверждается приказом директора. 4.